Оплата бытовых платежей: коммунальные услуги, интернет, кабельное телевидение, связь, почтовые услуги, платежи в пользу государства (налоги и штрафы) еще несколько лет назад отнимала массу времени. Сегодня в эпоху цифровизации все эти услуги можно оплатить за несколько минут с помощью приложений или сайтов банков, поставщиков услуг или региональных органов власти.
С каждым годом онлайн-оплата услуг становится популярнее благодаря удобству и значительной экономии времени — платежи осуществляются в одном месте без постоянного ввода реквизитов, один раз создав шаблон или отсканировав QR-код. Цифровые платежи позволяют сэкономить средства: при онлайн-оплате комиссия ниже, а некоторые банки, в том числе и МТС Банк, начисляют кэшбэк на бытовые платежи.
Бизнес совместно с государством также стремиться к популяризации таких платежей и максимальному переходу получателей услуг в онлайн. Порядка 20 регионов поддержали инициативу МТС Банка по созданию цифровой инфраструктуры для горожан и реализовали совместно с банком полнофункциональные платежные сервисы на региональных порталах государственных и муниципальных услуг.
Цифровизация повседневной жизни
Наибольший рост количества онлайн-платежей показали почтовые услуги: в январе-марте 2021 года они выросли в 3,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такой рост объясним тем, что в 2020 году Почта России значительно увеличила функционал приложения и ввела ряд дистанционных сервисов, которые оказались востребованными в период пандемии.
На втором месте по росту количества платежей через интернет оказалась оплата штрафов —прирост 58%. Примерно на треть выросло количество онлайн-платежей за коммунальные услуги (+37%), оплата налогов (+34%) и домашнего интернета (+33%).
Изменение количества онлайн-платежей в I квартале 2021 года по отношению к I кварталу 2020 года
1. Почтовые услуги | + 3,3 раза |
2. Штрафы | + 58% |
3. Коммунальные услуги | + 37% |
4. Налоги | + 34% |
5. Интернет | + 33% |
6. Телекоммуникационные услуги | + 8% |
7. Кабельное телевидение | – 14% |
Наименьший прирост показали телекоммуникационные услуги, объем которых вырос на 8%. Это объясняется тем, что россияне давно привыкли оплачивать услуги операторов связи с помощью приложений на своих смартфонах. Оплата телекоммуникационных услуг последние несколько лет является лидером по количеству онлайн-платежей среди всех категорий.
Отрицательную динамику по количеству онлайн-платежей показало кабельное телевидение и платные телевизионные услуги — снижение на 14%. В 2020 году российские зрители начали активно уходить от просмотра традиционного телевидения в интернет и на стриминговые видеосервисы. В России аудитория видеосервисов пока не обогнала телевизионную, но в некоторых зарубежных странах кабельное телевидение уже уступило свои лидирующие позиции1.
Примечательно, что за год средний чек в большинстве рассматриваемых категорий — коммунальные и почтовые услуги, интернет, налоги — не изменился.
Методология исследования
Исследование основано на анализе обезличенных данных по банковским картам клиентов МТС Банка во всех регионах России. Учитывались платежные операции в январе-марте 2020-2021 годов.