Рост телеком-индустрии обеспечат экосистемы

Infografika 1В последние годы российская телеком-индустрия претерпела множество изменений, начиная от поиска новых источников доходов вне отрасли и заканчивая необходимостью быстрого импортозамещения иностранного ПО.

В рамках мероприятия NexSummIT 2024 компания Nexign (Нэксайн) провела исследование текущего состояния телеком-рынка России. Его цель — узнать мнение отраслевых экспертов о настоящем и будущем отечественных телеком-компаний, оценить перспективные технологии и уровень импортозамещения в их ключевых ИТ-системах и сетях. В опросе приняли участие представители крупнейших операторов связи России и стран СНГ: Беларуси, Узбекистана и Таджикистана. Участники включали топ-менеджеров: ИТ-директоров (40%), директоров, отвечающих за развитие розничного и корпоративного бизнеса (37%), а также руководителей департаментов эксплуатации сети (17%).

Ежегодный рост телекоммуникационной отрасли в течение ближайших пяти лет предрекают 87% опрошенных компанией Nexign (входит в «Мегафон») топ-менеджеров операторов связи. В опросе принял участие 31 респондент — IТ-директора, топ-менеджеры, отвечающие за развитие розничного и корпоративного бизнеса, а также руководители департаментов эксплуатации сети, директора всех крупнейших мобильных операторов связи России и отдельных стран СНГ — БелоруссииУзбекистана и Таджикистана.

По результатам опроса операторы оптимистично настроены относительно будущего телеком-отрасли в России. Большинство респондентов (57%) прогнозируют ежегодный рост рынка на 5–10%, а 30% ожидают более чем 30% рост в ближайшие пять лет.

Операторы также выделили основные драйверы роста выручки в ближайшие пять лет. Согласно исследованию Nexign, они включают экосистемные предложения на базе телеком-услуг и партнерских сервисов, сервисы информационной безопасности и борьбы с мошенничеством, а также комплексные предложения для бизнеса. Выручка от B2B-направления в телекоме активно растёт не только в России, но и за рубежом. Ожидается, что она будет увеличиваться примерно на 15% ежегодно и достигнет 181,35 млрд $ к 2030 году. B2B-предложения обычно включают услуги связи, облачные сервисы, решения для кибербезопасности, аналитики данных и рекламы.

Наибольшее влияние на IT-стратегию компаний в ближайшие пять лет окажут технологии традиционного ИИ, включая машинное обучение и предиктивную аналитику, так считают 50% опрошенных. Еще 40% респондентов делают ставку на генеративный ИИ, 37% — на микросервисную архитектуру. Технологии пятого поколения мобильной связи (5G) вместе с интернетом вещей делят только четвертое место с 30%.

«В развитии партнерских отношений с корпоративными клиентами и государственными заказчиками МегаФон ПроБизнес опирается на свой 30-летний опыт, тренды рынка и индивидуальные запросы клиентов. Бизнес в России стал более зрелым с точки зрения цифровизации, готовым к технологической трансформации, что подтверждает наша статистика спроса на услуги и динамика выручки в B2B. Положительная динамика будет сохраняться, операторы будут увеличивать портфели своих цифровых сервисов, расширяя их функциональность и применимость для самых разных задач», — директор по развитию корпоративного бизнеса МегаФона Наталья Талдыкина.

Самым важным негативным фактором, оказывающим влияние на бизнес, 73% респондентов назвали дефицит высококвалифицированных кадров, особенно в сфере IT и кибербезопасности. На втором и третьем месте санкционные ограничения и нехватка телеком-оборудования вкупе с ростом цен на него — 47% и 43% соответственно.

Опрос также показал, что операторы не верят в возвращение иностранных телеком-вендоров. 43% респондентов считают, что ушедшие компании сделают попытку вернуться, но рынок уже будет занят альтернативными отечественными решениями, еще 17% полагают, что они не вернутся вовсе.

«Высокий уровень импортозамещения BSS, который показало наше исследование — это заслуга того, что в России есть сильные вендоры с многолетней историей. Конечно, работа в этой области еще есть, но она касается не самих биллинговых систем, а замены системного ПО, о котором все сейчас говорят — СУБД, операционных систем, — то есть, полной локализации внедрений. В области ядра сети ситуация другая: здесь большинство операторов до сих пор используют комплексные решения от тех же Huawei и Oracle. Как субъекты критической инфраструктуры, операторы понимают, что регулирование в области импортозамещения в ближайшее время будет усиливаться. Поэтому мы постоянно находимся в контакте с отраслью, обсуждаем с ведущими игроками рынка их потребности в зоне нашей экспертизы — BSS-систем и решений для монетизации сети, — чтобы обеспечить плавную и бесперебойную миграцию на российские продукты», — Сергей Карпов, коммерческий директор Nexign.

Среди топ-3 ключевых технологий, которые окажут наибольшее влияние на ИТ-стратегию их компаний в ближайшие 5 лет, операторы выделили традиционный ИИ, включая машинное обучение и предиктивную аналитику (50%), генеративный ИИ (40%) и микросервисную архитектуру (37%). Интересно, что технологии OpenRAN, активно продвигаемые ведущими вендорами телеком-оборудования на международном рынке, вызывают у российских операторов наименьший интерес — только 3% опрошенных выбрали этот пункт.

Ожидаемо, что наиболее перспективными сценариями применения генеративного ИИ в телеком-бизнесе большинство респондентов (77%) считают кейсы для поддержки клиентов в формате чат-ботов и ИИ-помощников copilots. Также операторы планируют использовать генеративный ИИ для решения задач, связанных с операционной поддержкой бизнеса — например, для автоматизации HR-функций и работы с договорами.

Infografika 2

Infografika 3

Infografika 4

Поделиться
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии