8 апреля представители компании Tele2 провели встречу с журналистами, где было рассказано о новой рекламной концепции, которая пришла на смену “Мафии”. Также менеджеры ответили на ряд вопросов, выходящих за рамки рекламы.
Выход Tele2 в Москву
Безусловный “главный козырь” Tele2 в ближайшей перспективе. Б3 следует подготовиться к определенной потере доходов, поскольку в Москве будет вполне значимый переток на Tele2. Отнюдь не обязательно с использованием кривовато реализованного механизма MNP, а банальной покупкой новых SIM-карт у этой компании. Конечно, свои 20% рынка компания возьмет далеко не в первый год, но ее доля в Москве будет расти с момента запуска.
Запуск можно ожидать где-нибудь летом-осенью, поскольку сигнал 3G Ростелекома уже давно наблюдается. Компания подтверждает, что “в ближайшем будущем”, с другой стороны они говорят о том, что еще ведут поиск площадок и договариваются об аренде. Тендеры также не завершены. Соответственно, минимум 3-4 месяца от завершения тендера.
Что с инвестициями в сеть?
Они требуются, причем немалые. Запоздав (не по своей воле) с выходом в Москву, компания несколько выиграла по части предполагаемых капитальных затрат – сейчас оборудование можно взять дешевле, причем оно будет лучшим, чем было тогда, когда его закупали конкуренты. Вендоры в случае Москвы будут очень сговорчивыми, у них вполне можно будет получить vendor financing, что не потребует таких уж гигантских вложений на старте развития сети в Москве.
С другой стороны, сейчас достаточно тяжело находить хорошие площадки для установки базовых станций – аренда стала адской. Впрочем, и здесь задержка может рассматриваться, как позитивный фактор – радиоподсистема сделалась намного компактнее и почти окончательно перекочевала к антеннам. Соответственно осталась только проблема размещения аварийного питания, которое требует климатизации. А еще снизились расценки на монтаж оборудования. Так что вполне решаемая задача, хотя и непростая.
Конкуренция и на какое место на рынке компания сможет рассчитывать?
Tele2 предоставляет услуги с минимальным APPM. Абоненты об этом наслышаны в формулировке “у нас дешевле”. Небогатое в целом российское население, даже в “зажравшейся” Москве в заметной своей части на эти лозунги готово будет “подсесть”. Мало того. Tele2 выбрала платформу “честно”, оставив, разумеется, “дешевле”. Команде вроде бы не связали руки, дали новые регионы и лицензии, все готовы перейти в высшую лигу и показать свои умения. Конечно, у Tele2 полно проблем, как, например, отсутствие сетей 3G и LTE, огород вендорских решений, возможная нехватка мощностей контакт-центров, не знаю, как у них будет с OSS/BSS в условиях “федерализации”. Поэтому бой будет сложным. И здесь, как ни странно, в пользу Tele2 то, что она начинает “снизу”, т.е. с меньшей долей рынка. Компания будет наращивать абонентскую базу, долю рынка – это будет еще более вдохновлять команду и позитивно восприниматься рынком.
Региональный охват
Охват будет практически федеральным. Но вначале это будет охват GSM. Сравнительно скоро, за 2-3 года к нему добавится охват крупных населенных пунктов сетями 3G. Бонусом для абонентов станет снижение расценок на внутрироссийский роуминг.
Когда у Tele2 будет федеральный охват LTE?
Думается не скоро. Так что здесь отставание компании будет сохраняться, что возможно несколько отразится на качестве абонентской базы. Tele2 не привыкать догонять, и этот опыт – успешный.
Ритейл
Франчайзинговая схема позволяет компании полностью контролировать затраты. Учитывая, что розница в России вечно балансирует на грани рентабельности, это годное решение. Существующей розницы для федеральной Tele2 не хватит. Соответственно компании нужно расширять каналы, как существующий (путем наращивания числа салонов), так и новые находить. В компании есть понимание, заявлено, что развитие будет по обоим векторам.
Новая рекламная кампания
Новая концепция действительно “развязывает руки” компании в плане форматов и динамики коммуникаций. Главное, что в рекламных коммуникациях возникла новизна и “движуха”. Это уместно на фоне громадья задач, которые сейчас будет решать компания!
3G и LTE
Никаких “супервливаний” и “большого скачка”, как я понял, не будет. Будет классика последовательного поступательного развития, в рамках “классических” 20-24% реинвестирования дохода. Конечно, на старте постараются побыстрее сделать сети в Москве и С.Петербурге (3G) для этого выжмут все возможное из вендоров. Соответственно, при таком подходе беспокоиться за маржинальность компании не стоит, может и просядет этот показатель от нынешних 37%, но точно не навсегда и вряд ли надолго.
Было бы технологически круто, если бы компания сразу пошла по пути строительства LTE-A CA, используя частоты 3G под LTE-A. Но мы живем в реальном мире, здесь нулевое проникновение устройств с поддержкой CA определяет адекватную ситуации стратегию компании с ориентацией пока что на 3G и в 2015 году – на LTE. (Отдельные запуски LTE, надеюсь, увидим все же в 2014 году).
В плане тарификации мобильного интернета – не следует ожидать от Tele2 какого-то “полного безлимита”. Ясно одно, компании нужно будет так или иначе, но демонстрировать свою “дискаунтность”. Вероятнее всего, это будут пакеты с большими квотами включенного трафика или опции аналогичного плана.